В Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) Федеральным законом от 01.05.2019 № 71-ФЗ внесен целый ряд новшеств, касающихся порядка осуществления закупок и вопросов контроля.
С 1 июля операторы электронных площадок должны вести реестры аккредитованных участников закупок, а также введен новый механизм реализации дополнительных требований к участникам закупок. Правительством Российской Федерации определен перечень отдельных видов товаров, при закупках которых к участникам закупок предъявляются дополнительные требования.
В ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ вводится п. 8, согласно которому документация о закупке работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности.
Информацией, подтверждающей добросовестность участника закупки, будет признаваться информация, которая содержится в реестре контрактов, заключенных заказчиками и которая подтверждает исполнение участником закупки в течение 3-х лет до даты подачи заявки на участие в закупке 3-х контрактов (с учетом правопреемства) без применения к нему неустоек (штрафов, пеней).
Минимальный 15-дневный срок подачи заявок на участие в электронном аукционе будет устанавливаться только в случае, если начальная максимальная цена контракта превышает 300 млн руб., а если предметом закупки является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту или сносу объекта капитального строительства — 2 млрд руб.
Расширен перечень случаев, когда допускается изменение существенных условий. С 1 июля к числу таких случаев добавляется изменение объема и (или) видов выполняемых работ по контракту, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, кап. ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия. При этом допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства цены контракта не более чем на 10% при условии, если при исполнении контракта возникли независящие от сторон обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в т. ч. необходимость внесения изменений в проектную документацию. Допускается однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий первоначального, если контракт не был исполнен в установленный срок по вине подрядчика либо по независящим от сторон контракта обстоятельствам, влекущим невозможность его исполнения, в т. ч. необходимость внесения изменений в проектную документацию.
При осуществлении закупки с единственным поставщиком по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ верхний предел цены контракта увеличивается со 100 тыс. руб. до 300 тыс. руб., а при закупке лекарственных препаратов у единственного поставщика — с 200 тыс. руб. до 1 млн руб.
После расторжения контракта и включения сведений о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков заказчик сможет заключить контракт со «вторым» участником закупки, по результатам которой был заключен контракт (в случае согласия такого участника). Если до расторжения контракта первоначальный поставщик частично исполнил свои обязательства, то цена контракта также уменьшается пропорционально объему обязательств, исполненных первоначальным поставщиком в рамках расторгнутого контракта.
Правила контроля на федеральном, региональном и муниципальном уровнях будут одинаковыми. Правительство Российской Федерации определит основания, предмет, форму, сроки, периодичность проверок, порядок их проведения и оформления.
При организации контроля учтут категорию риска, к которой относится заказчик или иной субъект контроля. От этого будет зависеть частота плановых проверок: чем меньше вероятность нарушений, тем меньше контроля. Именно так работает риск-ориентированный подход при проверках по Федеральному закону от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Региональные и муниципальные органы будут вести контроль за заказчиками, комиссиями и другими субъектами при проведении электронных закупок на этапе от размещения извещения до заключения контракта.
Контролеры не станут приостанавливать закупки при поступлении обращения общественного объединения или объединения юридических лиц. Такие заявления приравняют к обычной информации о нарушениях. Проверки по ним будут проводиться, однако проверяющие не смогут использовать полномочия, предусмотренные в главе 6 Закона № 44-ФЗ.
Аналогичные изменения приняты и в отношении участников, включенных в реестр недобросовестных поставщиков. Они не смогут подавать жалобы по правилам главы 6 Закона № 44-ФЗ, если заказчик установит в документации запрет на их участие в закупке.
Помощник прокурора
юрист 2 класса А.Н. Михайлов